Классификация моторных масел по ACEA
Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей ACEA (Association des Constructeurs Europeens de L'Automobile), объединяет и представляет интересы 15 европейских производителей легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов. Эта классификация пришла на смену классификаций - ССМС (Committee of Common Market automobil Constructors), основанных в 1972 году, и действовавших до 1996 года.
Ассоциация ACEA была организована в 1991 году, в 1996 году вступила в силу первая ее редакция, и с тех пор классификации выпускались и пересматривались не один раз.
В декабре 2008 года АСЕА ввела обновленную и самую актуальную на сегодня классификацию моторных масел "ACEA 2008 European Oil Sequences for Service-Fill Oils. Редакция ACEA 2004 последние два года действовала параллельно с редакцией АСЕА 2008. Такой длительный период был дан производителям автомобилей и производителям масел для того, чтобы одни разработали новые требования к маслам, называемые допусками, а другие успели разработать, провести испытания и наладить серийное производство масел, отвечающих требованиям ACEA и этим допускам производителей. С 22 декабря 2010 года предыдущая редакция отменяется и продолжают действовать требования только редакции ACEA 2008. Что же нового приготовили европейские производители? Рассмотрим все по порядку.
Современная классификация "ACEA 2008" состоит из трех категорий:
1. A/B – легковые бензиновые и легкие дизельные двигатели.
Качественные показатели категорий A и B сравнялись и больше не рассматриваются как отдельные категории. Это означает, что там где вы видите категорию А, вы всегда видите категорию В, и наоборот. На техническом уровне, к обновленным, слившимся А/В применены некоторые новые химические ограничения, которые теперь четко отделяют их от аналогов с низким SAPS. SAPS – аббревиатура, указывающая на ограничение содержания в масле сульфатной зольности (Sulphated Ash), серы (Sulphur) и фосфора (Phosphorus) В результате ACEA делает почти невозможным совмещение A/B и C в одном масле. Категории A2, B2 сняты с производства и в будущем использоваться не будут. Эта отмена была определена еще в предыдущей редакции ACEA. На сегодняшний день данная категория состоит из 4 подкатегорий:
o А1/В1 - масла, предназначенные для применения с увеличенными интервалами замены в бензиновых и дизельных двигателях легковых и легких грузовых транспортных средств, разработанных для применения маловязких масел,
o А3/В3 - масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых и легких грузовых транспортных средств
o А3/В4 - масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива, также пригодные для применения согласно спецификации А3/В3.
o А5/В5 - масла, предназначенные для применения с увеличенными интервалами замены масла в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легких транспортных средств, в которых возможно использование маловязких масел,
ACEA были заметно улучшены следующие факторы:
o улучшена защита от износа с акцентом на защите цилиндров, кулачков и толкателей клапанов - почти в два раза
o снижены показатели по нагарообразованию - почти в два раза
o увеличены требования к чистоте поршней - примерно на 20%
o увеличены требования к стойкости от окисления - незначительно
2. С - легковые бензиновые и легкие дизельные двигатели, оборудованные каталитическими системами доочистки.
Категория состоит из 4 подкатегорий:
o С1 - масла, совместимые сажевыми фильтрами (DPF) и трехкомпонентными катализаторами (TWC), предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, в которых требуется использование маловязких масел, низким SAPS и динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 2,9 мПа•с. Эти масла обеспечивают экономию топлива.
o С2 - масла, совместимые DPF и TWC, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, требующих среднего показания SAPS и HTHS минимум 2,9 мПа•с. Эти масла обеспечивают экономию топлива.
o С3 - масла, совместимые DPF и TWC, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, требующих среднего показания SAPS и HTHS минимум 3,5 мПа•с.
o С4 - масла, совместимые DPF и TWC, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, требующих среднего показания SAPS и HTHS минимум 3,5 мПа•с.
В этой категории ACEA принципиально ничего не поменяла.
o требования к низкому SAPS, экономии топлива, стойкости к окисления, и защита от сажи – без изменений
o улучшена защита от износа с акцентом на защите цилиндров, кулачков и толкателей клапанов - примерно на 30%
o снижены показатели по нагарообразованию - почти в два раза
o увеличены требованей - примерно на 20%
3. E - тяжелые дизельные двигатели.
ACEA отменила подкатегории Е2, Е3, Е5 и ввела категорию Е9. Получилось вот так:
o Е4 –масла применимы для двигателей без сажевых фильтров, а также для некоторых двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR) и системой избирательного каталитического восстановления (SCR) для снижения уровня оксидов азота NOx в выхлопных газах.
o Е6 –масла применимы для двигателей, оборудованных системой EGR с сажевыми фильтрами (DPF), а также для двигателей с системой SCR для снижения уровня оксидов азота NOx в выхлопных газах. Масла Е6 прямо рекомендованы для двигателей с сажевыми фильтрами (DPF) в сочетании с малосернистым дизельным топливом. Масла категории Е6 не могут работать в двигателях без систем доочистки!
o Е7 – масла применимы для двигателей без сажевых фильтров, а также для некоторых двигателей, оборудованных системой рециркуляции EGR и системой SCR для снижения уровня оксидов азота NOx в выхлопных газах.
o Е9 - Масла применимы для двигателей с/без сажевых фильтров DPF и для большинства двигателей, оборудованных системой EGR и системой SCR для снижения уровня оксидов азота NOx в выхлопных газах. Е9 прямо рекомендовано для двигателей с сажевыми фильтрами DPF и разработано для работы в комбинации с малосернистым дизельным топливом.